Доступная среда
В Российской Федерации действует государственная целевая программа «Доступная среда» Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада в наших населенных пунктах, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
Наименование показателя
|
Перечень специальных условий,
имеющихся в образовательном учреждении
|
Наличие
- специально оборудованных учебных кабинетов,
- объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
- Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
- Имеющиеся формы обучения:
- по индивидуальному учебному плану,
- при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано индивидуальное обучение на дому.
- В образовательной организации возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
- Специально предусмотренные и оборудованные помещения: сенсорная комната.
- Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения).
|
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
|
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
|
Специальные условия питания
|
- Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 6 дней – с понедельника по субботу включительно.
- Лица с ОВЗ получают двухразовое горячее бесплатное питание.
- Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.
- Столовая расположена на 1 этаже.
- Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.
|
Специальные условия охраны здоровья
|
- Здание оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями об опасности.
- Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в здании школы функционирует медицинский кабинет.
- Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
|
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
- В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
- Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
- Информационная база Школы оснащена:
- электронной почтой;
- выходом в Интернет;
- функционирует официальный сайт.
- Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в каждом учебном кабинете, библиотеке, в компьютерном классе.
- Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.
- В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски.
|
Электронные образовательные ресурсам, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
- В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет.
- Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
- Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром.
Электронные ресурсы:
Порталы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Электронные библиотечные системы и ресурсы
Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Каталог образовательных ресурсов сети интернет
ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия
Википедия: свободная многоязычная энциклопедия
Коллекция видеоуроков по основным школьным предметам
Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
Коллекция «История образования» Российского общеобразовательного портал
Естественнонаучный образовательный портал
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»
Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
Образовательный портал “Культура письменной речи
Энциклопедии, словари, справочники, каталоги
Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн
МультиЛекс Online: электронные словари онлайн
Педагогический энциклопедический словарь
Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники
Русские словари. Служба русского языка
Словари издательства «Русский язык»: англо-русский, русско-английский, немецко-русский и русско-немецкий
Словари русского языка на портале «Грамота.ру»
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
Энциклопедия «Кругосвет»
|
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
|
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются
Комплект оборудования для сенсорной комнаты
Комплекс оборудования для кабинетов психолога и психомоторной коррекции
Аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями ОДА, слабовидящих и слабослышащих детей
Комплекс оборудования для кабинета коррекционной гимнастики
|
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
|
нет общежития, интерната
|
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
нет
|
Нормативно-правовые документы
Государственная программа "Доступная среда"
Приказ МОРФ от 30.08.2013г. №1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности"
Краевая программа "Доступная среда"
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 16.01.2014г. №307 "Об утверждении комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Алтайском крае на 2014-2015 учебный год"
Приказ Главного управления и молодежной политики Алтайского края от 10.07.2013г. №3210 "Об утверждении перечня приобретаемого оборудования по программе "Доступная среда"
Приказ Комитета по образованию и молодежной политики Администрации Алтайского района от 18.03.2014г. №46 "О создании ресурсной базовой школы на территории Алтайского района"
Соглашение о взаимодействии между Администрацией Алтайского района и МБОУ "Айская СОШ"
Приказ МБОУ "Айская СОШ" от 21.03.2014г. № 27 "Об утверждении Положения о ресурсной базовой школе"
Положение о ресурсной базовой школе
Приказ МБОУ "Айская СОШ" от 18.03.2013г №39/а "О создании рабочей группы для разработки Плана мероприятий, направленного на создание безбарьерной образовательной среды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ"
План мероприятий по реализации программы "Доступная среда" на 2013-2014г.г. в МБОУ "Айская СОШ"
Приказ МБОУ "Айская СОШ" от 22.03.2013г. №44 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации программы "Доступная среда" для детей-инвалидов, детей с ОВЗ на 2013-2014г.г."
Реализация программы "Доступная среда" в 2013-2014 учебном году
Приказ МБОУ "Айская СОШ" от 20.08.2014г. № 85/б "Об утверждении Комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ на 2014-2015 годы"
Комплексный план мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ на 2014-2015 годы
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
Перечень оборудования, полученного по программе "Доступная среда" на базе МБОУ "Айская СОШ"
Комплект оборудования для сенсорной комнаты
Комплекс оборудования для кабинетов психолога и психомоторной коррекции
Комплекс оборудования для кабинета коррекционной гимнастики
Оборудован кабинет психолога
Программа курса внеурочной деятельности для учащихся первых классов «Волшебный мир» с использованием комплекса оборудования для кабинета психолога в рамках программы «Доступная среда»
Рекомендации учителям
Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Рекомендации по организации обучения детей с ЗПР
|